Что нужно знать всем: Единицы измерения: Румб - морская единица измерения углов. Окружность = 360° = 32 румба.
1 румб = 11,25° = 11°15'
Прямой угол = 8 румбов.
Без единиц длины, полагаю, можно обойтись, но на всякий случай, привожу их:
1 миля = 1 угловая минута меридиана = 10 кабельтовых = 1852 м.
1 кабельтов = 6 угловых секунд меридиана = 185,2 м.
Для измерения глубины традиционно используется морская сажень.
Изначально была равна 0,01 англ. каб. = 6 англ.футам = 1,8288 м. Но я думаю, никто не обидится, если мы привяжем ее к международному кабельтову и скажем, что
1 мор.сажень = 0,01 каб. = 1,852 м
Конструкция корабля Корпус - основа судна, к нему относятся: наружная обшивка, настил верхней палубы и набор.
Набор - продольные и поперечные балки, придающие корпусу форму и обеспечивающие его прочность и жесткость.
Рангоут - все надпалубные устройства для крепления такелажа, несения парусов, сигналов, огней и прочего, в том числе грузоподъемные устройства. В состав рангоута входят мачты, реи и стеньги и пр.
Такелаж - все снасти, предназначенные для удерживания рангоута, управления парусами, подъёма флагов, сигналов и прочего, в том числе для грузоподъёмных работ
Положение и курс относительно сторон горизонта Стороны горизонта (север, восток, юг, запад) традиционно называются по-английски (в англоговорящих странах): North, East, South, West - или по-голландски (в Германии, восточной Европе, России): Nord(норд), Ost(ост), Sud(зюйд), West(вест). Для удобства используют однобуквенные сокращения (N, E, S, W или N, O, S, W).
Названия промежуточных румбов получают комбинируя названия сторон света. Например: норд-вест (NW) - северо-запад.
Еще меньшие деления называют более сложными комбинациями: норд-норд-вест (NNW) - северо-северо-запад (между севером и северо-западом) и вест-норд-вест (WNW) - западо-северо-запад (между северо-западом и западом).
Наименьшие имеющие названия деления называют, указывая смещение к северу или к югу от ближайшего направления. Например: NtW, NWtN, NWtW, WtN. Буква t - сокращение английского "to" или голландского "тень"
(не могу найти правильную транслитерацию). Читается (гол.) норд-тень-вест, норд-вест-тень-норд и т.п.
http://ru.wikipedia.org/?oldid=6389744 - компасные румбы Положение судна в океане определяется координатами:
Широта - координата измеряющаяся в градусах от 0° на экваторе до 90° на полюсе. Различается северная и южная широта, в зависимости полушария относительно экватора.
Долгота - географическая координата, отсчитываемая в градусах или на запад и на восток от нулевого меридиана. За нулевой меридиан в период парусных флотов принимались в разных странах различные меридианы (в Англии - гринвичский, во Франции - парижский и т.д).
Положение и курс судна относительно ветра: Относительно любого объекта (судна, геогр.объекта и т.п.) можно находиться с
наветренной (на ветре) или
подверенной стороны (под ветром).
Наветренная сторона - та, С КОТОРОЙ дует ветер.
Подветренная - та, КУДА дует ветер.
Логика названия (чтобы легче запоминалось) - ветер дует "сверху-вниз". С этим связаны еще такие понятия, как "
свалиться под ветер".
Курс судна относительно ветра определяется углом к направлению, с которого ветер приходит:
Различают
левый и правый галс - соответственно, по тому, каким бортом - левым или правым - судно повернуто к ветру.
Сравнительно, курсы называют
крутыми и
полными - для простоты запоминания, крутые курсы ведут на ветер.
Курс называют более крутым, если он ближе к ветру, и более полным, если дальше от него.
Курс бывает четырех типов:
Фордевинд - такой курс, при котором ветер дует точно в корму.
Галфвинд - курс, под прямым углом к ветру.
Бейдевинд - крус, более крутой, чем галфвинд, - ветер дует спереди-сбоку.
Бакштаг - курс более полный, чем галфвинд, - ветер дует сзади сбоку.
Положение, при котором нос судна повернут против ветра называют
левентик. Так парусное судно двигаться не может.
Для движения судна против ветра приходится
лавировать - т.е. поочередно двигаться крутыми бейдевиндами правого и левого галсов.
Предельная крутизна бейдевинда, которым может двигаться судно, зависит от его собственной конструкции. На практике суда редко ходили круче чем под 6 румбов (67,50°) к ветру.
Эскадры передвигались на курсах не круче 7 румбов - чтобы судно, свалившееся под ветер, могло вернуться в строй.
Фордевиндом двигаться также нежелательно, т.к. паруса начинают закрывать (экранировать) друг друга от ветра. Поэтому, для большей скорости спуска под ветер так же применяют маневр со сменой галса - идут поочередно полными бакштагами левого и правого галсов.
Смена галса может осуществляться одним из двух маневров:
Поворотом оверштаг - судно забирает все круче на ветер, пересекает носом линию ветра и оказывается уже на другом галсе. Этот поворот занимает мало места и времени, но при слабом ветре или сильном волнении может не удасться.
Поворотом через фордевинд - судно пересекает линию ветра кормой. Такой поворот удается всегда, но занимает много времени и требует много места.
Говорят, что судно
лежит в дрейфе, если нет ветра.
В дрейф также можно лечь намерено, одним из следующих образов, убрав паруса ("положив паруса на мачту") или поставив часть парусов так, чтобы они вели судно вперед, а часть - назад.
Артиллерия Артилерия предназначена для ведения огня по проивнику.
Для поражения различных целей, артиллерия парусных флотов может применять следующие типы снарядов:
Ядро - для поражения корпуса судна, в меньшей степени - рангоута и такелажа.
Книпель - снаряд из двух соединенных ядер - для поражения рангоута и такелажа.
Зажигательные снаряды (каленые ядра, брандскугели, др.) - для вызова пожаров.
Разрывные снаряды - для поражения экипажа, надстроек, в меньшей степени - рангоута, такелажа.
Картечь - для поражения экипажа.
Основными видами артиллерии были пушки, кулеврины и мортиры.
Пушки - наиболее распространённый тип орудия. Пушки небольших калибров не могут стрелять разрывными снарядами. Более крупные пушки - могут стрелять любыми типами снарядов.
Кулеврины - специальные дальнобойные орудия. Не могут стрелять разрывными снарядами.
Мортиры - специальные короткоствольные орудия для навесной стрельбы на малые расстояния. Могут стрелять любыми типами снарядов. Обычно имеют крупный калибр.
Установка орудий: Основная масса орудий устанавливается на бортах судна. Все орудия борта называют
лаг. Также лагом называют залп всего борта ("полный лаг").
Небольшое количество орудий устанавливается на носу, для стрельбы вперед -
погонные пушки (от "погоня"), и на корме, для стрельбы назад -
ретирадные пушки (от "ретирование").
Наибольшая плотность огня достигается в направлениях бортов судна.
Возможности горизонтального (азимутального) наведения пушек определяются способом их установки. Обычно - не превышает 2-х румбов в каждую сторону.
Во флоте Нельсона был впервые введен метод установки пушек, позволявший поворачивать пушки на угол до 4-х румбов.